Каталог статей
Главная » Статьи » GPS и все что с этим связано » GPS, карты и работа с картами |
Часть 1. Навигатор Delorme Earthmate PN-40Зачем растр и почему DeLormeПро плюсы и минусы растровых и векторных карт написано уже много и повторяться не хочется. Отмечу только, что я целиком и полностью за векторные карты. С одной оговоркой. Если они есть и имеют достаточную степень детализации. А в нашей стране за вменяемые деньги хороших векторных карт нет, а то, что есть заслуживает названия максимум обзорной карты, а то и просто схемы, но никак не больше. За невменяемые деньги, не знаю, может и есть что-то более подходящее, но невменяемые деньги - это не для туриста. Короче, получилось так, что последние несколько лет карты для Garmin-ов я себе рисую сам. В основном, путем ручной векторизации гугловских космоснимков. Процесс небыстрый, трудоемкий, и в процессе подготовки прошлогоднего похода в Якутию он мне надоел окончательно. Поэтому где-то зимой голову посетила следующая мысль – а зачем векторизовать растр, если можно попытаться найти навигатор с поддержкой растровых карт? Тогда можно будет прямо в навигаторе использовать тот самый растр, который я руками векторизую. КПК меня, как альтернатива специализированному навигационному устройству не устраивает по причине нежности этих устройств, излишка функций, которые в навигаторе совершенно не нужны и вопросов, возникающих с электропитанием в походных условиях. В общем, решил я поискать навигатор с возможностью работы с растровыми картами. Сказано-сделано. Прощупывание рынка выдало следующий результат – таких навигаторов мало, но они есть. Сначала я посмотрел, что есть у Garmin-а. А есть у него навигаторы серии Oregon, где растр пока поддерживается только на уровне просмотра картинок. Хотя, судя по последней информации, у самого Garmin-а средства делать нормальные растровые карты для этих навигаторов имеются, они простому смертному недоступны. Вобщем, гарминовские приборы даже на попадают в круг рассматриваемых - пользовательские растры грузить нельзя, а векторный гармин у меня и так есть. Дальше идёт Магеллан со своей серией Triton. У них примерно та же ситуация, но формат растровых карт народ таки расковырял и программа для привязки и заливки растра уже есть, что хорошо. Ещё есть Bushnell, но там тоже нет возможности закачки пользовательских карт. В общем, при всем "богатстве" выбора, альтернативы не
просматривалось. Я, было, уже всерьёз задумался о покупке Тритона, но
тут мне попалась еще одна фирма-производитель, у нас достаточно мало
кому известная. Это DeLorme со своей серией приборов Earthmate. Поизучав
сайт Решить-то я решил, но вот досада - DeLorme в нашей деревне никто не
торгует. Причем, совсем. Amazon к нам электронику не возит, а со всякими
посредниками связываться не хотелось. Заказ напрямую у производителя Заказан был прибор Earthmate PN-40 ($400, версия с 1 Гб встроенной памяти) а также XMap 6 GIS Professional - программа, которая нужна для работы с пользовательскими растровыми картами ($200). Стоит заметить, что для тех, у кого прибор уже есть, XMap стоит вдвое дешевле - $100, но тогда заказ нужно оформлять по телефону, с чем возиться совершенно не хотелось. В целом на все ушло примерно недели три (с покупкой, доставкой, пересылкой по почте и прохождением таможни) и 20 марта навигатор прибыл в мои руки. Комплект поставки и характеристикиИтак, навигатор у меня, смотрим, что в коробке. Теперь о технических характеристиках навигатора. Посмотрим, что там за серьезный тул. :) Итак:
В общем, ничего лишнего, обошлось без звонилок и свистелок. Сразу обращает на себя внимание объем памяти, и карта на 1Гб в комплекте. Прибор явно разрабатывался и комплектовался с расчетом на то, что люди будут пользоваться растром. Отсюда же растут ноги и у наличия двухъядерного процессора, операции с растром вешь не быстрая, и именно на это было много нареканий у владельцев предыдущей модели навигатора - Earthmate PN-20. Цвет корпуса - ярко оранжевый. Это хорошо, прибор такого цвета хорошо заметен, его трудно будет оставить незамеченным при уходе со стоянки или потерять. По размеру PN-40 близок к мобильному телефону, но чуть шире, длинее и существенно толще. Несмотря на толщину, прибор удобно лежит в руке, нижняя поверхность, она же крышка батарейного отсека, обрезинена, также есть резиновая вставка в верхней части корпуса. Корпус сделан качественно, ничего не скрипит и не болтается. Крышка батарейного отсека крепится на двух винтах со скобками. Сам же батарейный отсек уплотнен дополнительной резиновой прокладкой. Под гнездом для батареек находится слот для карты SD. Стиль управления у PN-40 такой же как и у большинства навигаторов такого класса на рынке, отсюда и стандартный набор кнопок. Кнопки не очень крупные, но неудобств не вызвали, нажимаются четко, с характерным щелчком. Подсветки на кнопках нет. Навигационная клавиша восьмипозиционная, каждая позиция легко ловится пальцем благодаря тому же щелчку. Проверка работоспособности кнопок в аквапаке показала, что всё нормально, жить можно, кнопки успешно нажимаются. Экран небольшой, но тут уж ничего не поделать, уменьшение размера экрана – средство борьбы с энергопотреблением. С одной стороны, хотелось бы большего, но с другой стороны, должно хватить, в конце концов, у гарминовских eTrex-ов серии Vista экран по размеру и разрешению аналогичный. В остальном к экрану претензий нет, у него хорошая подсветка, да и на солнце он не слепнет. При ярком солнце подсветку можно вообще отключить – все будет видно и так. В целом впечатления от эргономики прибора положительные. Пока какого-либо дискомфорта использование устройства не вызвало. Но и опыт этот, собственно, пока небольшой. Из внешних разъемов у навигатора имеется восьмиконтактный разъем для подключения USB кабеля. Больше никаких внешних интерфейсов у прибора нет. Работать с оборудованием, поддерживающим NMEA он также не умеет. Еще одной проблемой может стать для кого-то недокументированность протоколов обмена данными с устройством, что ведет к тому, что ни одна сторонняя программа на данный момент не умеет обмениваться данными с PN-40, поэтому все придется делать из родного софта. Для меня лично всё это проблемой не является. Впрочем, есть информация, что авторы GPSBabel пытаются раскопать протоколы обмена. Теперь по поводу электропитания. Как уже говорилось, операции с растром - вещь накладная в плане вычислительных процессов. Поэтому в навигаторе применен аж двухъядерный процессор. Что, понятное дело, не могло не сказаться на энергопотреблении и, как следствие, времени работы от батареек. В форуме на сайте производителя есть ветка, в которой пользователи устройства делились результатами тестов на время жизни от одного комплекта элементов питания. В среднем получается, что от комплекта аккумуляторов прибор в нормальном режиме живет около 10 часов. Использование литиевых батареек и режима экономии энергии позволяет надеяться часов на 15. У меня у самого такого типа "тест" произошел случайно - уходя на работу я забыл включенный прибор на столе. Прием сигнала со спутников был отключен, батарейки уже несколько часов отработали на тот момент. Вернувшись где-то через 10 часов, я обнаружил, что навигатор еще жив, но сообщает о низком уровне заряда батарей. После этого батарейки отработали, кажется, еще пару часов. Сравнивая с Garmin 76CxПо сравнению с Garmin 76Cx, прибор от DeLorme выглядит немного меньше - он действительно меньше в длину и ширину, но где-то на сантиметр толще в районе батарейного отсека. Экран у гармина больше по размеру (2.2" против 2.6"), по разрешению примерный паритет (220x176 против 240x160), а вот по количеству отображаемых цветов PN-40 далеко впереди. Кнопки у 76Cx самую малость побольше, но тактильно мне кнопки PN-40 понравились больше. По весу навигаторы примерно одинаковы. Ожидаемое время работы от батареек у PN-40 примерно вдвое меньше, чем у данного гармина.
Встроенное ПОКо мне прибор попал с прошивкой версии 2.3. На момент приезда прибора
в Москву последней официальной версией была 2.4. На данный же момент
(май 2009г.) последней версией является 2.5. Прошивки 2.4 и 2.5 были
загружены с сайта DeLorme и успешно прошиты в навигатор. В прошивке
версии 2.5 из крупных изменений были добавлены функции для работы с
данными сайта Вкратце пройдусь по основным экранам навигатора. Все скриншоты ниже получены непосредственно в навигаторе.
Также присутствуют экраны с отображением состояния солнца и луны, прогноз рыбалки/охоты и график приливов и отливов. К сожалению, последний для нашей страны бесполезен. В целом, конечно, это вам, что называется, не гармин. Тема отсутствия звонилок и свистелок продолжена и в интерфейсе - здесь нет всяких красивых иконок в меню, большая часть информации представлена текстом и графикой с минимальными наворотами. Основные функции, однако, на месте. Но есть и кое-что, чего, на мой взгляд, не хватает:
Тестирование в реальных условияхНу и, в заключении первой части обзора, немного про тестирование прибора в действии. Тестов было два. Первый - сравнение с Garmin 76Cx в одинаковых условиях при записи трека в лесу, второй - использование в условиях, что называется, приближенных к боевым. Условия первого теста были одинаковыми для обоих навигаторов - они лежали рядом в клапане рюкзака и писали трек. Сравнение записи треков в лесу показало, что ловит спутники, да и держится за них PN-40 несколько лучше, чем 76CX, трек пишется более ровный. У гармина явно заметны "выбросы" в сторону, характерные для SirfStar III в условиях, когда прием спутников не очень хорош и ловится отраженный сигнал. Был также момент, когда я нарвался на один из глюков актуальной на тот момент прошивки PN-40 - после потери спутников прибор никак не мог их нащупать, но после выключения/включения сразу быстро всё нашел. Гармин, правда, в этом месте тоже отличился, он вообще потерялся и так и не смог нащупать спутники до выхода на открытое место. Описанная проблема в прошивке PN-40 производителю известна, и похоже, что в новой прошивке версии 2.5 предприняты меры по её устранению. Второй тест был предпринят в трехдневном походе. Целью было проверить работу и энергопотребление навигатора в том же режиме, в котором обычно использую гарминовский прибор. Навигатор работал от комплекта литиевых батареек, был включен режим экономии энергии, с этой же целью были отключены электронный компас и датчик давления. Была также залита самая свежая на тот момент прошивка версии 2.5. Использовался навигатор в таком режиме: постоянно включен, ведется запись трека, на стоянках и перекусах выключен, уровень подсветки - 50% с отключением через 15 секунд неактивности. Основной режим отображения - путевой компьютер, с периодическим переключением на просмотр растровой карты. Помимо записи треков, навигатор пару раз использовался для расчета длины участка маршрута по карте при выключенном GPS. Результат в таблице ниже.
Примечание по поводу остаточного заряда. Данные цифры взяты из показаний прибора, диапазон показан потому, что цифры эти колебались. При старте, как правило, показывается 100% заряда, затем он с некоторой скоростью снижается. Это, как я понял, частично зависит от температурного режима и характеристик самих батареек, а возможно, и от особенностей работы прибора. На реке в какой-то момент индикатор на странице спутников показывал 50% заряда, потом, когда прибор нагрелся от солнца - 75%. После этого на странице путевого компьютера было настроено отображение параметра Batterey Life, который дает более точное значение. На выброске при одном из включений при движении в автобусе, значение этого параметра примерно в течение получаса упало со 100% до 83%. Цифре в 83%, однако, я предпочитаю не верить, поэтому будем считать, что показатели находятся в указанном в таблице диапазоне. По результатам второго теста я могу сказать, что подсознательно ожидал много худших результатов в плане энергопотребления, поэтому взял запасной комплект литиевых батареек. Но он, к счастью, не понадобился - навигатор отработал около ожидаемых 15 часов и при этом у него еще вполне рабочие батарейки. Впрочем, из одного коротенького похода окончательных выводов я делать бы не стал, а статистики пока нет.
Ссылки
Алексей Вуколов aka Vuk 11 мая 2009 г. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Просмотров: 2724 | Комментарии: 2
| Теги: |
Всего комментариев: 1 | ||
| ||